Абсурдизм как глобальная угроза |
9. Абсурдизм вне искусства.
9.1. Абсурдизм в политике.
Абсурдисты-политики -- это вечные оппозиционеры-обличители. Если они всё-таки приходят к власти, то лишь в качестве марионеток или очень ненадолго. Получив власть, они сосредоточиваются в первую очередь на сим- волических действиях: крушат и ставят памятники, переименовывают улицы и учреждения, плодят и объединяют министерства и прочие государственные конторы, устанавливают и отменяют праздники, раздают побрякушки в качестве наград, рассылают приветствия, каждодневно показывают себя благодетелями по телевизору. ............................................................... ...............................................................
что-то значат на их языке, другим людям неведомом. Генуя, 2001 г. |
Полицейские рады: сокращение штатов не предвидится. Генуя, 2001 г. |
9.2. Абсурдизм в медицине.
Абсурдистом может выступать даже хирург -- если он в силу про- фессиональных наклонностей удаляет то, что еще поддавалось "кон- сервативному лечению". Но обычно хирурги проявляют себя большими реалистами. Зато некоторые другие отрасли медицины -- имеющие дело со сглаженными проявлениями болезней и "мягкими" средствами их лечения, могут быть абсурдистами в значительной степени. К примеру, довольно абсурдны такие медицинские технологии, как гомеопатия и психоанализ. По большому счёту современная медицина абсурдна как целое: чем лучше она развита, тем меньше "запас здоровья у населения" -- из-за того, что получают способность выживать и размножаться всё более слабые в генетическом отношении индивиды.9.3. Абсурдизм в образовании.
В области образования результаты работы обычно довольно неопре- деленные, и их можно толковать по-разному. Соответственно эта сфера деятельности оказывается комфортной для абсурдистов. Даже такую четко построенную систему воззрений, как математика, можно преподавать абсурдистски: без связи с практикой. Тем более абсурдстски можно преподавать историю и литературу, не говоря уже об этике и эстетике. Как можно доказать, что такой-то человек абсурдистски преподает историю? А никак: у него те же даты, те же имена, почти те же выводы.9.4. Абсурдизм в технике.
Многочисленые случаи абсурда в технике распадаются на две группы: 1) вызванные тем, что изделия ориентировались на абсурдного потребителя; 2) вызванные абсурдностью разработчиков изделий. Научно-технический прогресс в его нынешней форме довольно абсурден как целое не только потому, что его результатом явля- ется уничтожение естественной среды обитания и ресурсной базы человечества, но также потому что ослабляется человек как вид организмов: почти любое технически обеспеченное удобство ведёт к деградации той или иной человеческой способности, которая вследствие появления этого удобства перестаёт упражняться, участовать в естественном отборе. Научно-технический прогресс -- это развитие вещей, а не людей: высокое качество внутренней организации переносится от людей к вещам; вещи становятся всё сложнее, а люди -- всё проще и сами по себе всё уязвимее. * * * "Первые цифровые кроссовки. Компания Adidas выпустила первые в мире компьютеризированные кроссовки. Новая спортивная обувь, по мнению создателей, должна произвести революцию в беге на длинные дистанции и при проведении тренировок. Каждая из кроссовок снабжена микропроцессором весом 40 г, который, реагируя на передаваемые сигналы электронных датчиков, изменяет с помощью специальной системы амортизационные характеристики подошвы. Дело в том, что разная мягкость подошвы, особенно пятки, подходит для разных видов спорта. Кроссовки с простым названием Shoe 1 используют цифровые технологии для анализа поверхности, наклона и давления для определения оптимальной мягкости подошвы. Интерфейс кроссовок состоит из двух кнопок и четырех светодиодов. Кроссовки весят 400 г и стоят 250 долларов." ("Белорусская деловая газета", 12.05.2004)9.5. Абсурдизм в философии.
Некоторые течения расхожей абсурдистской мысли: антропософия, экзистенциализм, гештальт-философия, постмодернизм, традиционизм, Карлос Кастанеда, Шри Ауробиндо. В "серьезной" философии конца 19-го, первой половины 20 века абсурдизм был представлен главным образом экзистенциализмом. Сёрен Кьеркегор: "Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, -- мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает." ("Афоризмы эстетика") К началу третьего тысячеления вся новая западная философия оказалась в той или иной степени абсурдна, то есть стала представлять собой по сути уже квазифилософию. * * * Философские рассуждения абсурдиста в обоснование его позиции вторичны и незначимы: первично и значимо его стремление выделить- ся любой ценой. Назначение абсурдистской "философии" -- эпатиро- вать, а не учить жить. Поэтому бессмысленно искать в ней стремле- ние к истине и к эффективности (помимо эффективности в привлече- нии внимания). Она неизбежно заумна и поверхностна, причём её заумность отчасти служит для сокрытия её поверхностности. * * * Писатели и читатели квазифилософской белиберды, не имеющей отношения к эффективной практике, -- это, можно сказать, эстеты интеллектуальных конструкций. Кому-то нравятся цветочки, кому-то -- бабочки, а этим -- сплетения из понятий. Это было бы вполне терпимо, если бы не одно обстоятельство: в отличие от любителей цветочков и бабочек, любители понятийных кружев стремятся на роль наставников в обществе, стараются жить за счёт своих безделушек, то есть за счёт расширения круга специфически "припыленных" лич- ностей. Квазифилософия -- это не только разновидность интеллектуальной заразы, разрушающей механизмы мышления, но ещё и средство соци- ального паразитизма. Реакция здравомыслящих людей на этот феномен может быть только отрицательная, вплоть до полицейских и психиат- рических мер, иначе -- разрушение общества. Чтобы защитить общество от квазифилософского мусора, следует, наверное запретить профессиональное философствование -- наряду с профессиональной проституцией. Для большей надёжности надо запре- тить профессиональное преподавание отвлечённых вещей вообще: оставить только профессиональное преподавание вещей практических. Всякий интеллигент должен регулярно тыкаться носом в практику, иначе он уже через несколько лет теряет чувство реальности и начинает нести претенциозную чушь о вещах, о которых вычитал у других интеллекуалов, не тыкающихся носами в практику. Критиковать идеи философствующих абсурдистов, как правило, не имеет смысла, так как у каждого квазифилософа они -- свои и за- труднительно выбрать в качестве объекта критики что-то ключевое, устоявшееся и вдобавок достаточно чётко изложенное, чтобы, выявив несостоятельность этого, можно было дискредитировать всю совокуп- ность уже навороченной ими ерунды и всю совокупность той ерунды, которую они ещё наворочают. Единственное, на чём можно ЛЕГКО показать бесполезность вычур- ной квазифилософской зауми, это отсутствие в ней практических выводов: конкретных, новых, существенных. Квазифилософы оправды- вают это тем, что их социальная роль состоит не в том, чтобы прописывать практические рекомендации, а в том, чтобы подвигать на практические выводы других (подтравлять общественное сознание -- и подсознание тоже). И они таки зачастую подвигают, только выводы получаются ущербные, о чём можно судить по кризисному состоянию человечества. * * * Нельзя утверждать, что никому не стало хорошо от их мути: ещё как стало! Нередко бывало хорошо, в первую очередь, самим авто- рам: от сладких мук творчества, от славы, от гонораров. Кроме того, многие потребители их абсурдистской продукции почувствовали себя просветлёнными, очистившимися, прозревшими, помудревшими и т. п. Кое-что значительно радовало издателей и книгопродавцев. Иногда кусочек благ доставался и критикам (причём не только доб- рожелательным). Мир ведь ещё не рухнул? Нет! А почему вы думаете, что в этом нет никакой заслуги мутных философов? Какой-нибудь интеллигент ведь мог стать серийным убийцей или террористом, но увлёкся мутными философскими книжками и охладел к какой-либо деятельности вообще.10. Абсурдистские публичные акции.
Абсурдистские публичные акции -- это коллективный эпатаж. Кол- лективность позволяет привлечь к себе больше внимания, придаёт смелости, а вдобавок обеспечивает радостное чувство принадлеж- ности к стаду избранных. Абсурдистские публичные акции должны рассматриваться как про- паганда абсурдизма и непристойное поведение, иначе говоря, как мелкие диверсии и разновидность хулиганства. Ближайшие к абсур- дистским публичным акциям формы асоциального поведения -- эксги- биционизм, справление нужды в общественных местах и пачкание стен рисунками и надписями. Непристойность -- то, чего делать "не пристало". Поведение большинства людей и без того не отличается большой здравостью, а непристойностями разрушаются традиции, которые удерживают людей в рамках, делающих общество жизнеспособным.10.1. Перформанс.
"Перформанс" -- публичная абсурдистская акция, выдаваемая за разновидность художественного творчества и имеющая целью пропа- ганду абсурдизма, саморекламу, самоутверждение. Из СМИ: "Перформанс появился на свет в середине ХХ века в среде артистической богемы как протест против коммерциализации (а в странах с ограниченной демократией -- и против идеологизации) искусства. Перформанс -- это бегство художника от традиционной продажной живописи: здесь он пишет не маслом на холсте, чтобы заработать масло на хлеб, а собственным телом в пространстве современной культуры со всеми ее острыми углами." "Пересказывать перформансы -- занятие неблагодарное: художники -- народ ранимый, их каждое слово может обидеть. И тем не менее. Пожалуй, наиболее зрелищным было выступление Джимми МакМури (он и сам проводит подобный фестиваль в Лос-Анджелесе). Акцию под названием "Восьмирогий олень" (в Америке охотникам разрешается отстреливать только тех оленей, у которых выросли рога с уже восемью ответвлениями) автор посвятил памяти деда, который умер от курения -- от рака легких. МакМури с помощью двух пустых бочек переплыл (в одежде) Свислочь, наполнил их и третью, что стояла на берегу возле гостиницы "Планета", водой, раскопал в палой листве натянутые на каркас фотообои с изображением оленей и привязал их к бочкам. Рядом художник вбил в землю пять кольев, примотал к ним ножи и тарелки (по просьбе автора зрители написали на них имена своих дедов). Затем сжег коробку сигар, одну из сигар развернул, пришил к голой ноге табачный лист и написал на нем имя собственного деда, заядлого охотника и курильщика. Выпил, захлебываясь, несколько бутылок воды. Разрубил топором бочки и веревки, вода вылилась, и олени на фотообоях напоролись на ножи. Американец снова нырнул в Свислочь и уплыл на другой берег." "Национальные мотивы присутствовали и в перформансе Алеся Пуш- кина (он прошел за городом, близ деревни Строчицы). По словам автора, будущее нашей страны зависит не от политиков, а от Бога - ему Алесь и адресовал свою медитацию над горячим пеплом от костра. Пушкин (весь в белом) зажег десять вкопанных в землю свечек и лег спиной на красные зубья бороны. Лежать было больно, но художник смотрел на солнце и молился, чтобы Беларусь осталась на политической карте мира. С трудом поднялся, достал из чугунка веревку, примотал ее к шее, плечам и поясу, другой конец закрепил на бороне, которую перевернул зубьями вниз. Ассистент, пока Пушкин таскал борону по горячему кострищу, развернул хоругвь с надписью "Божа, баран? Беларусь!". Художник представлял себя сеятелем, который окультуривает землю, отделяет зерна от плевел. Затем снова лег на борону и снова молился. Наконец встал, снял с себя веревку и положил ее в черный чугунок, под крышку с отпечатком его ноги." (Юрась Борисевич "Самое искреннее из искусств", "Белорусская деловая газета", 17.09.2002)10.2. Флэш-моб.
Из СМИ: "ФЛЭШ-МОБ: ЭПАТАЖ, ДОСТУПНЫЙ КАЖДОМУ. Словцо "флэш-моб" стало модным летом 2003 г., когда около 150 человек в нью-йоркском мебельном салоне один за другим просили продать им 'коврик любви'. 'Простые движения' в условленный час в условленном месте казались для страдающих от синдрома мегаполиса ньюйоркцев панацеей от индустриального безумия, стандартности жизни и агрессивности массового потребления. С тех пор призрак флэш-моба бродит по планете. Зайти в римский магазин толпой в 300 человек и спросить книгу несуществующего автора. Накормить бронзовую бабушку у минской Комаровки чупа-чупсом. Снять ботинок и постучать им по мостовой Сан-Паулу. Произвести высадку 'агентов Смитов' в токийском метро, встречать на московском вокзале поезд из Питера с табличкой 'Владимир Владимирович' и т. д." "С определением этого явления пока не справились даже сами мобберы, способные лишь на многозначительные комментарии типа 'это не флэш-моб'. Самое простое звучит примерно так: флэш-моб (с англ. flash -- вспышка, mob -- толпа) -- внезапная организация коллективного действия людьми, которые, получив указания по e-mail или в виде SMS-рассылки, синхронно выполняют что-либо необычное на протяжении нескольких минут, а затем исчезают так же неожиданно, как и появились." "...смысл и цели: "№1. ФЛЭШ-МОБ -- ЭТО ПРИКОЛЬНО. Конечный результат -- 'Ой, ты видел? Тетя с авоськой ТАК на меня смотрела!!!' Весело, безба- шенно, бесцельно. Как плевать с моста на палубу проплывающего парохода." "№2. ФЛЭШ-МОБ КАК АНТИДЕПРЕССАНТ. Эффект, как от групповой психологии: становится легче. Все лучше, чем кусать в одиночку подушку." "№3. 'БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ'. Вводный курс. Сознательное нарушение табу, психологическая атака, рассчитанная прежде всего на окружающих. Облегченный и быстрый вариант нонконформизма." "№4. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Простой и эффектный способ быть несогласным и услышанным. Особенно в обществе, где это очень непросто. Когда закрывали Европейский гуманитарный университет, студенты устроили моб-акцию с коллективным чтением учебников посреди Октябрьской площади. Да и последней флэш-моб-акцией в Минске была именно протестная: обиженные слушатели радио 'Рокс' прогуливались от цирка до круглой площади в обнимку с радиоприемниками, перевязанными траурными ленточками." "Флэш-моб изначально не предназначался для выражения полити- ческих, социальных и подобных им убеждений. Лишь чистое удоволь- ствие. Но, наверное, это не вся правда. Флэш-моб -- явление не только психологическое (две минуты свободы), но и социальное. Не только праздник души, но и технология влияния на массовое сознание." "Флэш-моб -- это разрыв обыденной рутины и суеты. Если людям хочется этим заниматься -- значит, этой суеты и рутины в нашей жизни стало очень много. Флэш-моб вызывающе обращает внимание людей на нечто иное и не рутинное. Насколько счастливее те люди, которые самостоятельно, без посторонней помощи способны видеть вокруг нечто интересное, не рутинное и не суетное!" "ПРАВИЛА ИГРЫ. Нужно. Сценарий, Интернет, мобильный телефон и немного фантазии. У моб-акций нет конкретных организаторов. (...) Не нужно. Общаться друг с другом, даже если участники акции -- друзья детства и с тех пор не виделись. Участвовать тем, кто по каким-либо причинам не сможет выполнить все условия и/или удержаться от истерического смеха во время флэш-моба. Опаздывать -- акции не длятся больше десяти минут. И главное -- никакой самодеятельности." "СЛОВАРЬ:" "Х-mob -- экспериментальный моб, незримая толпа. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства." "I-mob -- 'новые веяния Интернета', перенос технологий уличного флэш-моба в виртуальную среду. Хулиганское вторжение на форумы, голосования и игры." "Small-mob -- принцип 'даешь моб каждый день!' в действии. Ультракороткие мобы для поддержания жизненного тонуса." "Fun-mob -- прикол ради прикола. Толпа, занятая выполнением смешных действий для собственного удовольствия и развлечения прохожих. Уличные лицедеи." "Mob-аrt -- хорошо отрепетированный моб с художественными элементами. Если классический флэш-моб -- чистый адреналин, то mob-art -- 'искусство с адреналином'." "Mob-club -- лондонское ноу-хау. Ночные пати в метро: моб-клаб- беры по сигналу надевают наушники с любимой музыкой и начинают синхронно танцевать. Приставать с танцами к пассажирам строго запрещается." "БРАТЬЯ ПО ДУХУ. Bookcrossing. Глобальное движение за осво- бождение книг и "превращение мира в библиотеку". Уже четыре года библиофилы планеты специально оставляют в общественных местах литературу для того, чтобы она попала в "хорошие руки". В Интернете создан специальный ресурс, где бывшие хозяева могут проследить путешествие 'бумажного друга'. (...) 'Искусство ведения войны в городских условиях' (Тhe Art of Urban Warfare). Гражданская реакция на военные действия США и Великобритании в Афганистане и Ираке. Участники играют за всех и против всех, рисуя спреем в публичных местах зеленых, коричневых или синих солдатиков." * * * Человеческий мир существенно неблагополучен и всё более погря- зает в проблемах. Хочешь отличиться в хорошем -- возьмись решать какую-нибудь из этих проблем. Но тут начинаются сложности: для того, чтобы результативно заниматься её решением, нужны мозги, ум, воля, дисциплина, зачастую многолетние усилия. Вдобавок ты рискуешь пострадать от тех, кто этой проблемой кормится и никак не заинтересован в том, чтобы она исчезла. Зачем же предприимчи- вому человеку всякие сложности и опасности, если можно стать "героем" довольно быстро посредством какой-нибудь ерунды?